Версия для слабовидящих: Вкл Изображения: Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A

Кафедра германских языков

Филологический факультет

Последние новости

Заведующий кафедрой: к.фил.н., доцент Матвеева Наталья Васильевна

Кафедра германских языков образована на базе кафедры иностранных языков,берущей свое начало в далеком 1963 году. Все лучшие традиции нынешней кафедры германских языков закладывались еще в шестидесятые,когда ею последовательно руководили Э.И. Кузнецова,Р.Г. Мамедова,М.С. Биушкин,Э.Х. Галеева. На кафедре работали любящие свое дело,компетентные педагоги и воспитатели молодежи Л.Ф. Минеева,С.В. Бухтоярова,З.Ф. Гибадуллина,Р.М. Юсупова,В.Д. Ващук,Л.А. Шамиева,О.И. Емельянова,А.А. Фархутдинов,В.Т. Кунафин,В.А. Татаринов (ныне профессор,зав. кафедрой МГУ им. М.В. Ломоносова) и др. С 1976 по 2005 гг. кафедрой руководил кандидат филологических наук А.М. Царев,защитивший диссертацию в МГПИ им. В.И. Ленина в 1979 г. и получивший звание доцента в 1985 г. Царёв Александр Михайлович был первым кандидатом филологических наук среди преподавателей иностранных языков не только на кафедре,но и в городе Стерлитамак.

В жизни кафедры иностранных языков новый период начался с февраля 2001 г.: в результате реорганизации кафедры было создано две кафедры – кафедра германских языков и кафедра иностранных языков,к руководству которой приступила кандидат педагогических наук,доцент Л.А. Ярославова. С 2006 г. по 2012 г. кафедру германских языков возглавляла кандидат педагогических наук,доцент Г.Р. Булгакова. С декабря 2013 г. заведующим кафедрой является кандидат филологических наук,доцент Н.В. Матвеева. В ноябре 2015 г. к кафедре германских языков была присоединена кафедра иностранных языков.

Кафедра германских языков была образована с целью подготовки учителей иностранных языков для школ города и районов Юга Башкортостана,в которых наш регион ощущал острую нехватку. Набор абитуриентов и обучение первых студентов по специальностям «Русский язык и литература,иностранный язык» и «Родной (башкирский) язык и литература,иностранный язык» начался еще в 1996 г. Первый выпуск молодых учителей иностранных языков в нашем вузе состоялся в июне 2001 г. На государственных экзаменах первые выпускники кафедры продемонстрировали хорошее знание теории иностранных языков и методики обучения иностранным языкам,уверенные навыки общения на английском и немецком языках,высокую общую культуру и образованность. Параллельное изучение родного и иностранного языков во многом способствовало формированию прочной филологической базы молодых специалистов.

За годы работы кафедры особое внимание уделяется созданию современной материальной базы и обеспечению учебного процесса техническими средствами. Было закуплено большое количество новых учебников по всем читаемым теоретическим дисциплинам и практическим курсам английского и немецкого языков. Модернизированы два профильных кабинета иностранных языков – английского языка и немецкого языка. Кабинет английского языка был оснащен современным мультимедийным комплектом с 13 компьютерами и новыми учебными программами к ним,новой видео- и аудиоаппаратурой. Были закуплены и смонтированы два комплекта спутникового оборудования для приема телевизионных программ на иностранных языках – один в кабинете английского языка,другой в кабинете немецкого языка,который стал одновременно выполнять функции кабинета методики обучения иностранным языкам. На кафедре германских языков появился Интернет,что значительно способствовало увеличению объемов научных исследований преподавателей и студентов.

В 2004 г. был осуществлен набор абитуриентов,началась подготовка специалистов по новой специальности «050303» - Иностранный язык с дополнительной специальностью Иностранный язык. Впервые в г. Стерлитамак стали изучать английский и немецкий языки как основные специальности. В учебную программу к ранее изучавшимся на иностранном отделении дисциплинам добавились новые специальные дисциплины. Учиться стало интереснее,расширились перспективы. Первый выпуск по данной специальности состоялся летом 2009 г. Он показал,что подготовка учителей двойной иноязычной компетенции – дело вполне реальное.

В настоящее время кафедра германских языков готовит бакалавров по следующим направлениям:

44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Профиль «Иностранный язык,иностранный язык» 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)». Профиль «Родной (башкирский) язык и литература,иностранный язык» 44.03.01 «Педагогическое образование». Профиль «Иностранный язык» (заочное обучение).

В 2016 г. кафедра германских языков начинает подготовку бакалавров по направлению 45.03.02 Лингвистика,профиль Теория и практика межкультурной коммуникации.

Программа направлена на освоение англоязычной культуры и изучение функционирования английского языка в различных видах коммуникации. Она предусматривает фундаментальную филологическую подготовку. Специалисты по теории межкультурной коммуникации получают экспертные знания английского языка и умения,которые будут востребованы в самых разных организациях,имеющих международные контакты и развивающих сотрудничество с зарубежными партнерами.

Выпускники кафедры работают учителями иностранного языка в городах: Москва,Санкт-Петербург,Казань,Екатеринбург,Тюмень,Нижневартовск,Нягань,Уфа; а также в различных городах и районах нашей республики. Наши выпускники востребованы и в других областях,связанных со знанием иностранных языков: преподавание на различных курсах обучения иностранным языкам,перевод технической документации и менеджмент на предприятиях нашей страны,работа на международных авиалиниях,а также секретарями-референтами и т.д.

Кафедрой германских языков проводится учебно-методическая работа,состоящая не только из организации и проведения лекционных,практических занятий по предметам,но и создания своих собственных методических материалов; также ведется активная научно-исследовательская работа и осуществляется экономическая деятельность,преподаватели кафедры работают по различным хоздоговорным темам.

В настоящее время научно-педагогический потенциал кафедры представлен 8 кандидатами филологических наук и 3 кандидатами педагогических наук,на кафедре работают 2 аспиранта,3 соискателя научной степени. Изданы монографии,учебные пособия,среди которых имеются пособия с грифами УМО МО РФ и РБ. Преподаватели кафедры принимают активное участие в конференциях различного статуса: от внутривузовских до международных,имеют статьи,опубликованные в сборниках научных трудов,журналах,рецензируемых ВАК РФ,а также в зарубежных изданиях. Ежегодно проводятся научно-практические конференции: «Современные парадигмы лингвистических исследований: методы и подходы»,«Лингвометодические проблемы обучения иностранным языкам в полилингвальном пространстве»,«Перспективы лингвистического знания: молодежь и наука».

Доцент:

кандидат филологических наук, доцент

Матвеева Наталья Васильевна

germcaf@yandex.ru, germca

Доцент:

кандидат филологических наук, доцент

Болотова Елена Валерьевна

germcaf@yandex.ru, germca

Доцент:

кандидат филологических наук, доцент

Мухина Наталия Борисовна

germcaf@yandex.ru, germca

Доцент:

кандидат филологических наук, доцент

Каримова Римма Хатиповна

germcaf@yandex.ru, germca

Доцент:

кандидат филологических наук, доцент

Царев Александр Михайлович

germcaf@yandex.ru, germca

Доцент:

кандидат филологических наук

Антонова Людмила Викторовна

germcaf@yandex.ru, germca

Доцент:

кандидат педагогических наук

Антонова Наталия Анатольевна

Доцент:

кандидат филологических наук

Николаева Анастасия Владимировна

Доцент:

кандидат филологических наук, доцент

Хабибуллина Оксана Анатольевна

Доцент:

кандидат педагогических наук, доцент

Ярославова Алиса Алексеевна

Старший преподаватель:

кандидат педагогических наук

Шайхутдинова Татьяна Николаевна

Старший преподаватель:

Ахметова Лилия Анваровна

Старший преподаватель:

Ахматнабиева Гульнара Маратовна

Лаборант:

Курбангалиева Гадиля Буляккуловна

germcaf@yandex.ru

Лаборант:

Илькина Диля Ильшатовна

Все преподаватели кафедры активно занимаются научными исследованиями в рамках кафедральной темы «Проблемы анализа единиц языка и речи», «Методология и методика филологического образования». Круг научных интересов преподавателей весьма разно­образен: общие проблемы функциональной и когнитивной семантики и праг­матики, сравнительная типология немецкого, англий­ского, русского и башкирского языков, во­просы антропоцентрического и культурологического подходов к языку и речи и актуальные проблемы обучения иностранным языкам. «Большой скачок» в росте научных исследований на кафедре приходится на 2000-е годы. Подготовка учителей иностранных языков стимулировала глубокое изучение преподавательским составом теории иностранных языков, разработку научных проблем современной лингвистики и методики обучения иностранным языкам. На кафедре наступил период активной подготовки и защит кандидатских диссертаций. В 2001 г. в БГПУ защищает диссертацию Г.Р. Булгакова на тему «Акмеологические аспекты подготовки будущего учителя двойной компетенции в системе высшего педагогического образования (на материале изучения иностранного языка как второй специальности)». В 2003 г. в БашГУ защищает диссертацию Е.В. Болотова на тему «Словообразовательные структуры и функционально-семантические категории (на базе отглагольных существительных немецкого языка)». В 2004 г. в БашГУ защищаются сразу три диссертации: Н.Б. Мухиной «Цель как коммуникативно-прагматический фактор организации речевой деятельности говорящего (на материале современного английского языка)», Р.Х. Каримовой «Концепт «Труд/Лень» в паремиологии неродственных языков (на примере немецкого, английского, русского, башкирского и татарского языков)» и Н.В. Матвеевой. «Механизмы формирования смысла и содержания текста в процессе его понимания (на материале анализа вторичных письменных текстов школьников 12-16 лет)». В 2007 г. в БашГУ защищается еще одна кандидатская диссертация Л.В. Антоновой на тему «Лингвокультурологический анализ модальности возможности (на материале современного английского языка)», что увеличивает общее количество преподавателей с учеными степенями до 7 человек. За этот последний период опубликованы более десятка монографий, учебных пособий и учебно-методических материалов по различным аспектам лингвистики и методики. Кроме работы над повышением своего научного потенциала преподаватели кафедры систематически проходят курсы повышения квалификации в вузах России с целью совершенствования своего педагогического мастерства: Казанский государственный университет (Н.Б. Мухина – 2007 г., Н.В. Матвеева – 2008 г.); Уральский государственный университет (Е.В. Болотова – 2006 г., Н.Г. Микаилова – 2008 г., Р.Х. Каримова – 2009 г.); интенсивные курсы по методике преподавания английского языка под руководством старшего научного сотрудника Дж. Хэррингтона (США) (Л.В. Антонова, Н.В. Матвеева, Н.Г. Микаилова, Н.Б. Мухина, А.М. Царёв – 2006 г.); интенсивные курсы по методике преподавания немецкого языка Германской службы академических обменов (DAAD) на базе Стерлитамакского педколледжа (Е.В. Болотова, Р.Х. Каримова – 2006 г.); курсы повышения квалификации по программе «Разработка и использование электронных учебных курсов в LMS Moodle» на базе СФ БашГУ (Н.В. Матвеева – 2012 г., Н.Б. Мухина – 2013 г.); курсы повышения квалификации по программе «Совершенствование коммуникативной компетенции преподавателя вуза» в ФГАОУ АПК и ППРО, г. Москва (Е.В. Болотова, Л.В. Антонова, А.М. Царев, Н.А. Сайфутдинова – 2013 г.).
    В 2006 г. начался новый интересный и ответственный этап в развитии творческого потенциала кафедры германских языков, а именно, этап выхода на международный уровень научных контактов в форме регулярных выпусков сборников материалов международных научно-практических конференций, организуемых кафедрой. С 2007 года опубликовано 8 сборников материалов международных конференций под названием «Современные парадигмы лингвистических исследований: методы и подходы» с участием в них ученых из дальнего и ближнего зарубежья: Великобритании, Австралии, Турции, Республик Беларусь, Молдова, Татарстан, Казахстан, многочисленных российских университетов. Растет научная компетентность кафедры. Регулярно проходят встречи студентов с делегациями или отдельными представителями англоязычных и немецкоязычных стран, приезжающими в вуз. Студенты общаются с ними на иностранных языках, организовывают экскурсии по вузу и г. Стерлитамак, участвуют в «круглых столах», дискуссиях, беседах.
    message